Coca-Cola: от сиропа к мировому господству

Coca-ColaТрудно себе представить, что кто-нибудь не знает, что такое Coca-Cola. Это любимый напиток и маленьких и взрослых, а также один из самых дорогих брендов 2013 года по версии BrandFinance, оцениваемый экспертами в 34 млрд. долларов. А ведь было время, когда этот напиток приносил убытки, а не прибыль. Так, в первый год прибыль составила всего 50$. Владелец маленькой фармацевтической фирмы в городе Атланте (США) Джон Стит Пембертон будучи химиком-любителем, однажды сварил сладкий и густой сироп. Сироп настолько понравился его другу Френку Робинсону, что он посоветовал рецепт записать, а сам рецепт отнести в аптеку «Jacobs’ Pharmacy» — самую крупную в Атланте. Сироп разошелся в первый же день.

В тот же 1886 год Пембертон запатентовал свое открытие как лекарственное средство, помогающее при нервных расстройствах. По его утверждению напиток лечил еще импотенцию и наркоманию. Тот же Френк Робинсон, который один раз уже дал дельный совет другу, придумал еще название напитку и красивой вязью написал Coca-Cola, слова, по сегодняшний день остающиеся логотипом напитка и одной из самых дорогих компаний в мире. В конце 1886 года напиток смешивают с содовой водой, и получается уже шипучий вариант Coca-Cola.

К сожалению, Пембертон не успел насладиться лаврами успеха, так как ухудшение здоровья и отсутствие финансов для расширения бизнеса, заставили его продать волшебную формулу, а вместе с ней и имеющееся у него оборудование. Сам же он умер в нищете в 1888 году.

В 1893 году вдова Пембертона продает рецепт Coca-Cola за 2300 $ иммигранту из Ирландии Аза Кендлеру, основавшему «The Coca-Cola Company» в штате Джорджия. Первоначальный капитал компании был 100 000 $. 31 января 1893 года были официально зарегистрированы сама компания и ее товарный знак. Тогда же акционерам компании были выплачены первые дивиденды в размере 20 $ за одну акцию.

Благодаря маркетинговым ходам изобретательного Кендлера, бизнес пошел в гору. Торговать часами, сувенирами и календарями с торговой маркой напитка оказалось удачным рекламным ходом.

1916 год – год рождения оригинальной бутылки Coca-Cola. Отцом необычной бутылки стал Бенджамин Томас, выкупившим право на продажу напитка в бутылках. Появление новой формы бутылки повысило и улучшило качество рекламы и укрепило имидж бренда. С тех пор бутылку Кока-Кола часто можно видеть в руках Санта-Клауса, чей красно-белый костюм удачно совпадает с корпоративными цветами компании.

Эволюция бутылки Coca-Cola

Эволюция бутылки Coca-Cola

В 1933 году бутылки Coca-Cola стало возможно купить в автоматах, а в магазинах появились упаковки с шестью бутылками six-packs и выносные холодильники, откуда можно было взять охлажденный напиток.
Аза Кендлер прекрасно понимал значимость хорошей рекламы в торговле и успешно применял ее новые формы. Так по почте рассылались разные сувениры с изображением торговой марки и купоны с возможностью получения порции Coca-Cola бесплатно. Логотип фирмы можно было увидеть на плакатах, стоящих вдоль дорог и на обложках глянцевых журналов. Напиток рекламировался любимыми спортсменами и известными артистами. С 1894 года началось шествие Coca-Cola по городам Америки. Затем — завоевание мира. И первыми на этом пути стали Куба и Панама в 1906 году.

Новогодняя реклама Coca-Cola (видео)

В 1919 году компанию Coca-Cola за 25 млн. долларов покупает банкир Эрнест Вудрафф вместе с рядом инвесторов, а с 1923 года во главе ее, с последующим шестидесятилетним пребыванием, становится сын Эрнеста – 33-х летний Роберт Вудрафф. «Coca-Cola Export Corporation», занимающаяся развитием бизнеса компании по всему миру, его детище.

Тогда же, в марте, появляются первые картонные упаковки с шестью бутылками, а в 1927 году рекламу Кока-Кола уже можно услышать по радио. С 1928 года компания становится постоянным спонсором Олимпийских игр и разных спортивных состязаний. В 1929 году с первым применением металлического кулера – холодильника, не имеющего крышку, стало возможным торговать охлажденным напитком и в жару.

К началу 40-х годов ХХ века Coca-Cola уже продается в 44 странах. В 1985 году Coca-Cola отправилась в космос. В настоящее время компания выпускает почти 200 разновидностей напитков, в числе которых 70 видов Фанты и 8 видов Кока-Колы, натуральные соки. Вместе с компанией Nestle выпускается холодный чай и холодный кофе. Это самый известный и узнаваемый товарный знак. Каждый день в 200 странах продается почти миллиард бутылок всевозможных напитков компании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>